Клеша, любовь и рок-н-ролл.

«Когда я был мальчишкой, 
Носил я брюки клёш, 
Соломенную шляпу,
В кармане финский нож…”


«Bell bottom blues, don’t say goodbye
 I’m sure we’re gonna met again….»

Клеша ( именно с ударением на «А») , клёш (происходит от французского cloche — «колокол») , клешаки, колокола — названия знакового явления в моде и, наверное, это не все из бытовавших в своё время наименований.
Клеша — мечта и одежда тех, кто в далёкие 1960е — начале 1970х хотел послать куда подальше всё то, что олицетворяет серое, блеклое и скучное существование. Клеша — это культурный артефакт из великого прошлого времени: времени цветов, их детей, любви, Битлов, Вудстока и много чего ещё, что историки будут когда-то описывать как второй Ренессанс.

Мы выбрали для этой темы два эпиграфа. Один из нашего, времён СССР, блатного народного творчества. Второй — слова из песни Эрика Клэптона «Bell bottom blues», посвящённой его возлюбленной Патти Харрисон — знаковой девушке из 1960-70х, вдохновлявшей в своё время двух великих музыкантов. Патти любила щегольнуть в клешах от Landlubber, теперь уже забытом бренде. Об вспоминает Эрик Клэптон в своих недавно вышедших мемуарах.

Роберт Плант  отмечает также , что Landlubber были и  его любимы джинсами в начале 1970х.  Как-нибудь мы расскажем об этом ярком в своё время джинсовом бренде поподробнее.

Эксперты от моды говорят, что впервые клёш появился в Европе в середине 1960х, когда дизайнеры от высокой моды порылись в закромах примерно 150ти летнего прошлого и вдохновились тем, что в начале 19го века носили американские, а чуть позднее, начиная примерно с 1850х годов, и британские моряки.

А носили они bell bottom (буквально — колокола) кроя брюки очень простого назначения: быстро и без помех скинуть их, если вдруг окажешься в воде при крушении судна, что облегчит и плавание и, в конечном итоге, поможет спастись.

В царской России, потом в СССР брюки клёш также использовались в качестве морской формы. На фото ниже (на нём курсанты училища авиации ВМФ СССР) начала 1950х хорошо видно, что клёш у советских моряков в те времена был очень знатный, не меньше 35 см. Причём крой брюк — клёш не от колена, а почти от бедра. Такой крой был очень актуален в моде конца 1970х.

Нам думается, что уличная подростковая мода времён СССР 1950х-1960х, во многом формировалась не без влияния морской формы. Армия и ВМФ были очень многочисленны. Служить было почётно. Определённо, что военно-морские мотивы присутствовали и оказывали влияние на уличную моду. Брюки клёш, бывало, шились из военной ткани, называемой «диагональ» ( по типу прядения и виду).

Ткань была цвета хаки, иногда применялась темно-синяя ткань для парадной военной лётной формы. Были и свои особенности в виде пояса-ремешка на 2х пуговицах, продольные фронтальные, а не боковые карманы. Особым шиком считались клинья внизу штанины, которые иногда декорировались пуговицами, а самые дерзкие украшали клинья маленькими колокольчиками. Ходили легенды, что иногда вместо пуговиц применялись лампочки от карманных фонариков, которые загорались при ходьбе.

Может кто и пытался применить такую инновацию, но, думается, что практическая реализация такого дизайна была бы затруднительна, где-то надо было предусмотреть батарейку и от неё запитать лампочки.

Похоже, что клёш-мода 1960х-70х среди подростков СССР имела собственные истоки, начало которых из довоенных ещё лет. Ленинградский фольклорист Владимир Бахтин (1923-2001) вспоминал, что песню «Когда я был мальчишкой» они с приятелями во дворе пели в детстве, т.е. в 1930е годы. Сама песня родом из Одессы, портового морского, продвинутого города.

Там уличная мода на клёш вполне могла зародиться. Потом уже пошла по городам и весям СССР, к середине 1970х стала уже почти массовой модой подростков. Ниже фото 1975, на котором почти все подростки в техасах и брюках клёш. Это, конечно, не bell bottom, за него могли и в школу не пустить, но вполне то, что ныне определяется как boot cut, т.е. менее радикальный по разрезу внизу крой (прим. 25-27 см).

И только потом, уже в конце 1960х мода на клёш в СССР была дополнительно подпитана уже хипповской модой с Запада.

Клёш-мода нашла довольно обильное отражение в сатире СССР 1960х-1970х. Журнал «Крокодил» — хроникёр и внимательный наблюдатель за уличной модой тех времён. Ниже карикатура одного из номеров 1972 года.

Отображение клёш-темы в СССР имело место не только в сатирической карикатуре. Киноиндустрия не была в стороне тоже. Мультфильм «Бременские музыканты» смотрели десятки миллионов. Образ Трубадура был навеян Битлами, об этом вспоминала режиссёр мультфильма Инесса Ковалевская. Может быть, что образ отчасти навеян и Харрисоном и его boot cut Ливайсом времён Abbey Road. Время создания мультфильма и альбома одинаковы — 1969 год.

Поначалу, в середине 1960х, в Европе мода на клёш не сильно прижилась, её увлекались в основном энтузиасты — любители винтажа. Брюки-клёш не были ещё массовой уличной модой. Но уже тогда появлялись любопытные дизайны, в основном для женщин.

Но после того, как эта мода пришла в Штаты в 1967, прежде всего в хипповскую среду, начался практически bell-bottom бум, на который очень оперативно отреагировали все джинсовые производители. Селебрити из мира кино и рок-музыки поддавали огоньку в деле стремительного распространения моды на клёш.

Мы ранее в джинсовом сообществе на Facebook давали много фото Джейн Биркин. Она в клешах ослепительно хороша. На фото ниже она в довольно необычных клешах комбинированного кроя, очень похожего на какой-то или самодел или штучный экземпляр.

В нашей винтажной коллекции есть несколько достойных bell bottom образцов. Самый ценный, конечно, это dungarees военных моряков США времён второй мировой. Они сделаны из примерно 9-10 унцового денима 1940х годов. Мы отреставрировали их. Получилось, на наш взгляд, достойно и удобно для летнего отдыха.

Так же у нас в коллекции есть два dead stock образца конца 1960-начала 1970х: Wrangler конца 1960х, ещё времён Blue Bell (мы раньше в ФБ давали из фото). Другие — LEVI’S, модель в которой Джордж Харрисон запечатлён на обложке Abbey Road и во время последней битловской фотосессии (фото выше). Но наш образец — более радикального разреза внизу (аж 33 см — мечта 1970х). Харрисон носил boot cut более умеренного разреза.

В наше время bell bottom джинсы не столь популярны. В основном их сейчас можно встретить у представительниц слабого пола. И то не часто, предпочтение отдаётся, как правило, скини-силуэтам. Девушки считают, что это сексуальней. Но по нам, клёш смотрится очень стильно, тем более, если джинсы сделаны изобретательно, как , например, на фото ниже.

Конечно, когда-то всё вернётся на круги своя и эта мода тоже вернётся и возродится. И , может, снова зазвучит Bell Bottom Blues. И будет — I’m sure we’re gonna met again.
Кстати, в нашей линии STUDIO ZERO есть две boot cut модели. Это, конечно, не совсем bell bottom, но точно будут в тему, если хорошо зажечь на каком-нибудь сейшене, где правильно играют хороший блюз или рок-н-ролл.

Ответить