Клеша, любовь и рок-н-ролл.

«Когда я был мальчишкой, 
Носил я брюки клёш, 
Соломенную шляпу,
В кармане финский нож…”


«Bell bottom blues, don’t say goodbye
 I’m sure we’re gonna met again….»

Клеша ( именно с ударением на «А») , клёш (происходит от французского cloche — «колокол») , клешаки, колокола — названия знакового явления в моде и, наверное, это не все из бытовавших в своё время наименований.
Клеша — мечта и одежда тех, кто в далёкие 1960е — начале 1970х хотел послать куда подальше всё то, что олицетворяет серое, блеклое и скучное существование. Клеша — это культурный артефакт из великого прошлого времени: времени цветов, их детей, любви, Битлов, Вудстока и много чего ещё, что историки будут когда-то описывать как второй Ренессанс.

Мы выбрали для этой темы два эпиграфа. Один из нашего, времён СССР, блатного народного творчества. Второй — слова из песни Эрика Клэптона «Bell bottom blues», посвящённой его возлюбленной Патти Харрисон — знаковой девушке из 1960-70х, вдохновлявшей в своё время двух великих музыкантов. Патти любила щегольнуть в клешах от Landlubber, теперь уже забытом бренде. Об вспоминает Эрик Клэптон в своих недавно вышедших мемуарах.

Роберт Плант  отмечает также , что Landlubber были и  его любимы джинсами в начале 1970х.  Как-нибудь мы расскажем об этом ярком в своё время джинсовом бренде поподробнее.

Эксперты от моды говорят, что впервые клёш появился в Европе в середине 1960х, когда дизайнеры от высокой моды порылись в закромах примерно 150ти летнего прошлого и вдохновились тем, что в начале 19го века носили американские, а чуть позднее, начиная примерно с 1850х годов, и британские моряки.

А носили они bell bottom (буквально — колокола) кроя брюки очень простого назначения: быстро и без помех скинуть их, если вдруг окажешься в воде при крушении судна, что облегчит и плавание и, в конечном итоге, поможет спастись.

В царской России, потом в СССР брюки клёш также использовались в качестве морской формы. На фото ниже (на нём курсанты училища авиации ВМФ СССР) начала 1950х хорошо видно, что клёш у советских моряков в те времена был очень знатный, не меньше 35 см. Причём крой брюк — клёш не от колена, а почти от бедра. Такой крой был очень актуален в моде конца 1970х.

Нам думается, что уличная подростковая мода времён СССР 1950х-1960х, во многом формировалась не без влияния морской формы. Армия и ВМФ были очень многочисленны. Служить было почётно. Определённо, что военно-морские мотивы присутствовали и оказывали влияние на уличную моду. Брюки клёш, бывало, шились из военной ткани, называемой «диагональ» ( по типу прядения и виду).

Смотрите также:  Немного о винтажных LEVI’S 201.

Ткань была цвета хаки, иногда применялась темно-синяя ткань для парадной военной лётной формы. Были и свои особенности в виде пояса-ремешка на 2х пуговицах, продольные фронтальные, а не боковые карманы. Особым шиком считались клинья внизу штанины, которые иногда декорировались пуговицами, а самые дерзкие украшали клинья маленькими колокольчиками. Ходили легенды, что иногда вместо пуговиц применялись лампочки от карманных фонариков, которые загорались при ходьбе.

Может кто и пытался применить такую инновацию, но, думается, что практическая реализация такого дизайна была бы затруднительна, где-то надо было предусмотреть батарейку и от неё запитать лампочки.

Похоже, что клёш-мода 1960х-70х среди подростков СССР имела собственные истоки, начало которых из довоенных ещё лет. Ленинградский фольклорист Владимир Бахтин (1923-2001) вспоминал, что песню «Когда я был мальчишкой» они с приятелями во дворе пели в детстве, т.е. в 1930е годы. Сама песня родом из Одессы, портового морского, продвинутого города.

Там уличная мода на клёш вполне могла зародиться. Потом уже пошла по городам и весям СССР, к середине 1970х стала уже почти массовой модой подростков. Ниже фото 1975, на котором почти все подростки в техасах и брюках клёш. Это, конечно, не bell bottom, за него могли и в школу не пустить, но вполне то, что ныне определяется как boot cut, т.е. менее радикальный по разрезу внизу крой (прим. 25-27 см).

И только потом, уже в конце 1960х мода на клёш в СССР была дополнительно подпитана уже хипповской модой с Запада.

Клёш-мода нашла довольно обильное отражение в сатире СССР 1960х-1970х. Журнал «Крокодил» — хроникёр и внимательный наблюдатель за уличной модой тех времён. Ниже карикатура одного из номеров 1972 года.

Отображение клёш-темы в СССР имело место не только в сатирической карикатуре. Киноиндустрия не была в стороне тоже. Мультфильм «Бременские музыканты» смотрели десятки миллионов. Образ Трубадура был навеян Битлами, об этом вспоминала режиссёр мультфильма Инесса Ковалевская. Может быть, что образ отчасти навеян и Харрисоном и его boot cut Ливайсом времён Abbey Road. Время создания мультфильма и альбома одинаковы — 1969 год.

Поначалу, в середине 1960х, в Европе мода на клёш не сильно прижилась, её увлекались в основном энтузиасты — любители винтажа. Брюки-клёш не были ещё массовой уличной модой. Но уже тогда появлялись любопытные дизайны, в основном для женщин.

Но после того, как эта мода пришла в Штаты в 1967, прежде всего в хипповскую среду, начался практически bell-bottom бум, на который очень оперативно отреагировали все джинсовые производители. Селебрити из мира кино и рок-музыки поддавали огоньку в деле стремительного распространения моды на клёш.

Смотрите также:  TOP 11-20 винтажных джинсов.

Мы ранее в джинсовом сообществе на Facebook давали много фото Джейн Биркин. Она в клешах ослепительно хороша. На фото ниже она в довольно необычных клешах комбинированного кроя, очень похожего на какой-то или самодел или штучный экземпляр.

В нашей винтажной коллекции есть несколько достойных bell bottom образцов. Самый ценный, конечно, это dungarees военных моряков США времён второй мировой. Они сделаны из примерно 9-10 унцового денима 1940х годов. Мы отреставрировали их. Получилось, на наш взгляд, достойно и удобно для летнего отдыха.

Так же у нас в коллекции есть два dead stock образца конца 1960-начала 1970х: Wrangler конца 1960х, ещё времён Blue Bell (мы раньше в ФБ давали из фото). Другие — LEVI’S, модель в которой Джордж Харрисон запечатлён на обложке Abbey Road и во время последней битловской фотосессии (фото выше). Но наш образец — более радикального разреза внизу (аж 33 см — мечта 1970х). Харрисон носил boot cut более умеренного разреза.

В наше время bell bottom джинсы не столь популярны. В основном их сейчас можно встретить у представительниц слабого пола. И то не часто, предпочтение отдаётся, как правило, скини-силуэтам. Девушки считают, что это сексуальней. Но по нам, клёш смотрится очень стильно, тем более, если джинсы сделаны изобретательно, как , например, на фото ниже.

Конечно, когда-то всё вернётся на круги своя и эта мода тоже вернётся и возродится. И , может, снова зазвучит Bell Bottom Blues. И будет — I’m sure we’re gonna met again.
Кстати, в нашей линии STUDIO ZERO есть две boot cut модели. Это, конечно, не совсем bell bottom, но точно будут в тему, если хорошо зажечь на каком-нибудь сейшене, где правильно играют хороший блюз или рок-н-ролл.

Поделиться:

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on pinterest
Pinterest
Share on vk
ВКонтакте
Share on odnoklassniki
ОК

Добавить комментарий

Похожие посты по теме денима

Джинсы STUDIO ZERO «1973» и винтажные традиции.

В модели японских джинсов «1973», представленных в нашем магазине, много нюансов, связанных не только с японскими тканями BORO, но и с корневыми американскими традициями. Деним

Levis 501 — (1947-48 г.г.) обзорная статья.

Мы ранее упоминали в предыдущих обзорах, что в нашем архиве есть 501й Ливайс, датируемый концом 1940х. Послевоенные 1940-50е – время бурного нарождения джинсовой моды. При

STUDIO ZERO SWORDFISH ECO-DENIM

В нашем модельном ряду есть две модели джинсов (Lot OP-01, Lot OP-02), сделанные из необычного и инновационного денима, который производится по заказу и при участии фирмы Oikawa Denim (производитель джинсов Studio Zero).

Джинсы LOIS – продолжение истории.

В 2015 году мы написали заметку об испанском дениме LOIS. http://japan-jeans.ru/articles/lois-ispanskij-denim-dlja-luisov-i-ne-tolko/ LOIS мы посвятили и страничку в нашей книге об истории денима в СССР. Уж