Джинсы в кинематографе.

Рис. 1. Фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Изгои» (1983г.)

В наше время каждый человек носит джинсы. Они являются базовым атрибутом одежды западного мира. Поэтому экранный герой, носящий джинсы, вряд ли у кого-то вызовет удивление. Однако, джинсы обрели популярность не так давно, а их культурная самобытность развивалась поступательно на протяжении всего 20го столетия.

Рис. 2. Райан Гослинг в фильме «Драйв» (2011 г.)

Джинсы преодолели путь от рабочей одежды к атрибуту высокой моды, находясь в гардеробе лузеров и украшая ноги победителей.

Но как одежда шахтеров перебралась в шкафы модников высшего общества?

Еще до 30х годов 20го века джинсы носили только те, кому для работы нужны были грубые плотные штаны (шахтеры, фермеры). Именно на людях этих профессий мы впервые увидели джинсы в кино.

Набирающие популярность вестерны приковали внимание миллионов зрителей к джинсовой одежде. По иронии судьбы, эра ковбоев (1835-1860) и эра джинсовой одежды (с 1880 и до наших дней), по сути, никак не пересекаются, но об этом уже никто не задумывается.

Рис. 3. Звезда вестернов Том Микс в джинсах в фильме «Неукротимый» (1920г.)

В наше время фильмы жанра вестерн являются пережитками прошлого. Если бы кто-то решился-таки снять вестерн в наши дни, то он вряд ли вообще был бы воспринят как художественный фильм.

Однако, в 1939 году директор по съемкам Джон Форд снимает фильм Дилижанс, который имел головокружительный успех и сделал никому не известного актера Джона Вэйна знаменитостью. В этом фильме Вэйн носит джинсы Левис 501, которые в последующем будут ассоциироваться с неотъемлемой частью одежды настоящего ковбоя.

Рис. 4. Джон Вэйн на съемках фильма «Дилижанс»(1939г.)

После «Дилижанса» вестерн стал наиболее популярным жанром американского кино. Каждый мальчик хотел носить джинсы, чтобы походить на своих экранных героев. Но носить джинсы в повседневной жизни Америка все же не решалась, воспринимая их как одежду для работы на ранчо или мытья машины.

Но это продолжалось не долго. Во время Второй Мировой Войны джинсы стали одеждой рабочих на фабриках в США. Не взирая на то, что мирное время должно было положить край «моде» трудяг-рабочих, некоторые просто отказывались ходить в отличной от полюбившихся джинсов одежде.

Рис. 5. Женщины,одетые в джинсовые костюмы, на фабрике в США во время Второй Мировой Войны.

Продолжать носить джинсы в послевоенное время означало отрицание норм и моралей общества. Поэты-битники Джек Керуак и Аллен Гинсберг носили джинсовую одежду в знак протеста против гламурного социума того времени. Другие шли против течения, основывая клубы мотоциклистов, и гоняли из города в город в джинсах и кожаных куртках.

Рис. 6. Поэты-битники Джек Керуак и Аллен Гинсберг (1952г.)

Фильмы кинокомпании Тачстоун «Дикарь»(1953г.) с Марлоном Брандо и «Бунтарь без идеала» с Джеком Дином в главных ролях отобразили антисоциальный настрой молодежи того времени и сделали байкеров самой популярной субкультурой среди тинейджеров.

Рис. 7. Марлон Брандо за рулем Харлея.
Рис. 8. Дин и его банда наводят страх на горожан. Джинсы и раскованная походка делают акцент ногах и бедрах.

Брандо носил джинсы марки Левис 501 и Скотт Перфекто, а Дин предпочитал ходить в Ли Райдерс 101 и красной ветровке. Позже, образ Дина в «Бунтаре без идеала» станет иконой стиля деним. В вестернах джинсы ассоциировались с героизмом и честностью, но Брандо и Дин сделали их показателем опасности, отваги и сексуальности. Деним теперь носили все подростки Америки, тяготеющие к приключениям и авантюрам. Однако, этот образ все еще был слишком неоднозначным для большинства.

Но вскоре появился человек, который окончательно сделал джинсы и связанный с ними образ бунтаря, самым необходимым атрибутом в гардеробе каждого уважающего себя модника Америки. Музыкальный фильм Элвиса Пресли «Тюремный рок», где молодой человек в джинсах и полосатой рубашке танцевал в тюремной камере, стал сенсацией, а каждый мальчишка страны хотел такие же джинсы, как у своего нового кумира.

Рис. 9. Elvis Presley. Движения, вдохновившие целое поколение!

И тут опять вошли в моду уже известные ранее джинсы марки Левис, которая не упустила момент и выпустила линию черных джинсов Элвис Пресли Джинс. Теперь каждый мог выразить свой антисоциальный настрой в одежде, которую носит кумир миллионов и которую когда-то носили ковбои! По мере возрастания популярности джинсов среди молодежи, продажи этой одежды увеличились вчетверо в короткий период с 1957 по 1960 годы. Консервативно настроенное старшее поколение настороженно относилось к одежде бунтарей.

Во многих районах запрещали носить джинсы в школу, опасаясь распространения антисоциального духа, не без причины ассоциировавшегося с этой одеждой. Фильм 1959 года про забеременевшую девочку-подростка даже получил название «Синие Джинсы», а в 1964 году вышел фильм «Зона сумрака», где в одном из эпизодов банда трех байкеров, одетых в джинсовую одежду, оказалась пришельцами, посланными, чтобы уничтожить Землю.

Рис. 10. Основанный на пьесе с аналогичный названием фильм «Синие джинсы» рассказывает историю двух подростков из пригорода. Как только один из них надевает джинсы, девушки в окрестностях начинают беременеть!
Рис. 11. Несмышленые подростки или страшные инопланетяне? Оба образа наводили страх на правильное общество 60-х.

Некоторые компании-производители джинсовой и хлопковой одежды, сформировали Ассоциацию Джинсовой Одежды, которая выпускала рекламу для билбордов и всячески пропагандировала джинсы, используя такие лозунги, как «Джинсы – подходящая одежда для школы». Однако, эта Ассоциация не имела большого влияния на общество, так как с ее появлением джинсовая одежда не стала ни менее, ни более модной.

Рис. 12. Реклама Ассоциации Джинсовой Одежды, на которую вдохновили создателей модники 60-х годов.

В конце 60-х популярность ковбоя Джона Вэйна отошла Клинту Иствуду, сыгравшему отрицательного героя в трилогии фильма Серджио Леоне «Доллары».

Человек Без Имени был разбойником, не признавал социальные нормы и… носил узкие синие джинсы. Голливуд не признавал продолжения канувших в Лету вестернов, называя их фильмами-спагетти, но, не смотря на это, они продолжали набирать популярность.

Рис. 13. Герой Клинта Иствуда в трилогии «За пригоршню долларов»
(1964г.), «За несколько долларов больше» (1965), и «Хороший, Плохой,
Злой» (1966г.).

По иронии судьбы, в фильме «Грязный Гарри» (1971г.) Клинт Иствуд сыграл не бандита, который ходит в джинсах и чинит разбой, а инспектора полиции, следящего за правопорядком. Гардероб Гарри состоит из твидовых костюмов и одежды хаки. Гарри может преступить закон только в том случае, если это поможет посадить за решетку панка-психопата по имени Скорпио.

Рис. 14. Иствуд в роли консервативно одетого инспектора Гарри Каллахана.

Бандит Скорпио, как вы уже догадались, носил джинсы.

Рис. 15. Скорпио — Олицетворение хиппи-психопата в грязных джинсах.

В 70-х годах джинс продолжал быть одеждой, ассоциирующейся с настоящими мужчинами. На фото ниже:

Джек Николсон в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» (1975 г.)

Рис. 16. Николсон в роли заключенного, который, рассчитывая на легкий побег, просит перевести его в психиатрическую лечебницу.

Роберт Редфорд в фильме «Три дня кондора»(1975г.)

Рис. 17. Редфорд в роли аналитика ЦРУ, который пытается расследовать убийство членов команды.

На следующем фото – Роберт де Ниро в фильме «Таксист» (1976г.)

Рис. 18. Де Ниро в роли Трэвиса Бикла, солдата-одиночку, прошедшего войну во Вьетнаме, мечтающего «очистить» Нью-Йорк от бандитов.

Ник Нолт в фильме «Кто остановит дождь» (1978).

Рис. 19. Нолт в роли морпеха и солдата, прошедше
го Вьетнам. Герой Нолта пытается защитить жену друга и кило героина от коррумпированных полицейских.

Клинт Иствуд в фильме «Как ни крути-проиграешь».

Рис. 20. Иствуд – водитель фуры и чемпион по боксу, который никак не может добиться расположения бывшей возлюбленной.
Рис. 21. Квейд-парень-выскочка, предводитель компании подростков. Одет в джинсы.

Клинт Иствуд в фильме «Как ни крути-проиграешь».

Джинс перестал ассоциироваться с одеждой для грубых неотесанных мужчин после небольшого фильма «Бриолин» (1978г.), который показал молодежь, носящую джинсы, как веселых беззаботных молодых людей. Героя Джона Траволты Денни Зуко был похож на Марлона Брандо в фильме «Дикарь», только более добродушного.

«Бриолин» разрушил стереотип о грозных байкерах 50-х,показав их как дружелюбных любителей музыки.

Фирмы Ли, Левис и Ранглер были неединственными производителями джинсовой одежды. Такие брэнды, как Кельвин Кляйн, Гесс и Джордаш окончательно сделали джинсы незаменимой частью гардероба каждого американца. Джинсы перестали ассоциироваться с чем-то бунтарским и индивидуальным. Это были просто штаны.

В 1983 году вышел фильм «Рискованный бизнесс» с Томом Крузом в главной роли. Актер играет ДЖоеля Гудсена,представителя золотой молодежи, который ищет приключений на свою голову, пока родители в отпуске. Будь его воля, он вообще ходил бы раздетый, но в фильме он все же одет…в джинсы Левис и Ли. Герой Круза богат и популярен среди сверстников. Джоель напоминает героя Дина из «Отчаянного» или Брандо из фильма «Дикарь». А носить джинсы с мокасинами после этого фильма стало классикой.

Фильмы, выходящие на экран в наше время, все еще пропитаны духом бунтарей 60-х благодаря стилю киногероев, одетых в деним. Это четко можно увидеть в фильме «Драйв» (2011) с Райаном Госслингом в главной роли. Однако, связь с прошлым, когда джинсы были показателем рабочего класса или свидетельством антисоциального настроя, давно утеряна…

Оригинал статьи на английском языке : источник.

Ответить