Опубликовано Оставить комментарий

Patchwork denim.

Этот небольшой текст мы решили посвятить очень яркому элементу джинсовой( и не только) моды: заплаткам или PATCH или PATCHWORK, как их называют в интернациональном деним-сообществе.
Заплатки как элемент домашнего текстильного творчества малоимущих слоёв населения прошлых веков, может, и тысячелетий, за последние 40-50 лет превратились в элемент и джинсового рукодельного творчества и высокой моды .

Творчество это, поначалу бывшее народным, теперь стало уже и предметом дизайнерского искусства. Некоторые известные дома моды и дизайнеры уже придумывают целые линии одежды, которые навеяны заплаточной темой.

А сама эта тема настолько занимательна, многогранна и красива в своих проявлениях, что на протяжении многих веков отражалась и во многих живописных школах, подтверждая этим универсальность человеческого житейского опыта. Пример, картина английского художника Walter Langley (19-й век) — лоскутное, в заплатках одеяло.

Многие, наверное, ещё помнят бабушкины одеяла в заплатках. Были и у нас такие ещё несколько десятков лет тому назад.

В России, конечно, тоже латали одежду, не только одеяла. Акира Саито прислал нам недавно любопытное фото, похоже, что тоже из 19го века: российский крестьянин в латаной одежде:

На фото немолодой странник в латанном-перелатанном видавшем виды лапсердаке или халате, который имеет вид кимоно, да ещё сделанного примерно так же, как это делалось в Японии в 19м веке: почти в лоскутной технике Боро, о которой мы уже много раз говорили и будем ещё говорить неоднократно.
Именно это сходство на фото с тем, что было в японской текстильной традиции 19го века и заинтересовало Акиро Саито.

Выше фото Боро из коллекции Акиро Саито: та же лоскутно-заплаточная техника. Только окрас другой. В Японии ткани красили индиго. В России, как правило, использовался лён в его естественных, серовато-бежевых тонах и оттенках.

В Штатах, в которых в 1960х годах заплаточная тема стала почти повальной модой, в более ранние годы заплаточное творчество тоже было актуальным, чему подтверждение винтажные фото:

Кто тогда думал, что бедность и бережливость в отношении к одежде, подвигавшие носивших её к постоянному ремонту, станут после 1960х значимым трендом в моде.

Смотрите также:  Жизнь денима: джинсы 1973 спустя 7 лет.

Сам деним, как рабочая одежда, конечно тоже становился и у шахтёров и у железнодорожных рабочих объектом приложения портняжного мастерства. Сейчас образцы такой рабочей одежды — предмет коллекционирования и почти музейные раритеты, которые стоят очень большие деньги, а, главное, служат образцами для всевозможных реплик, которые делают, как правило, в Японии.
Качественные реплики, достоверно выработанные и состаренные и имеющие при этом аутентичный винтажный вид , кстати, тоже могут стоить немало: около 1 тыс. долларов и выше.

Выше фото overalls начала 20го века. Заплатки, выработка и оттенки денима — великолепны.

Ну а сама заплаточная тема стала модой в тех же Штатах, когда сначала калифорнийские хиппи в середине 1960х начали кастомизировать свою одежду. Это был своего рода хипповский фольклор. Каковы его причины и кто именно положил ему начало теперь можно только гадать, достоверных свидетельств или исследований мы пока не нашли.

Можно предположить, что начальным мотивом были безденежье и вольная, безработная и беззаботная жизнь, наложенные на креативное сознание, освобождённое различными галлюциногенами и прочими расширителями границ восприятия. «Цветочная» философия из заплаток сделала со временем почти «цветочное» многообразие в одежде и моде хиппи. Мы приобрели недавно очень интересную книгу Hippie Artifacts.

В книге целая глава посвящена особенностям моды хиппи. Творчески сделанные заплатки и вышивка — её непременный атрибут.

Вслед за хиппи славные музыканты внесли немалый вклад в популяризацию заплаточной моды. Обложка винила одного из ранних сольных альбомов Neil Young, пожалуй, одна из самых креативных и вошедших в классические. Хороши и музыка и оформление. Neil Young, пожалуй, самый знаковый носитель и просветитель в джинсово-заплаточной моде.

У нас довольно неплохая коллекция винила, обложки которых связаны с джинсами. Что-то мы уже выкладывали на нашей странице в FaceBook, что-то выложим позднее. Обложка выше, пожалуй, на 2м месте в нашем рейтинге после Sticky Fingers «Стоунз» авторства Эдди Уорхолла, на которой изображены 501е Ливайс с натуральным зиппером и которая признана самой креативной обложкой из когда либо выпускавшихся для винила.

Смотрите также:  Обзор культовых японских джинсов STUDIO ZERO LOT-02.

Мы довольно давно в ЖЖ выкладывали заметку с историей создания дизайна конверта Sticky Fingers. Добавим наблюдение от себя: как правило музыка, которая упакована в деним, — очень достойного качества. Есть, видимо, какая-то своя магия взаимного притяжения хорошей музыки и правильного оформления в джинсовых «тонах».

Касательно обложки выше: заплаточное оформление джинсов Young’а — образец для подражания и возможного воспроизведения. Custom вариант однозначно.

Многие другие звёзды музыки и кино активно пропагандировали заплаточную моду. Ниже пару фото на эту тему: Glen Fray (Eagles) и Jane Birkin.

В СССР заплаточная тема была также популярна и актуальна в 1970е. Масштабы её, конечно, ограничены и она носила скорей прикладной, а не эстетический характер. Заплатки, как правило, ставились на места, где джинсы протирались. Обычно в самом критичном месте, называемом «под развилкой». Автор этого текста сам делал неоднократно такие заплатки. В одном случае в качестве заплатки использовалась натуральная кожа. Жаль, что экземпляр утерян. Было очень неплохо и надёжно сделано.

Но и в СССР была очень немногочисленная хипповская прослойка. Она в заплаточной теме в стране развитого социализма играла свою просветительскую роль. Журнал «Крокодил», который мы уже в наших более ранних заметках упоминали, как зеркало моды СССР, — тому свидетель. Ниже рисунок из «Крокодила» от 1974 года.

На рисунке почти весь актуальной набор хипповской моды того времени: bell bottom джинсы с бахромой и клиньями, заплатки в виде сердца, видимо, намёк на MAKE LOVE, NOT WAR и хипповский пацифизм, амулеты и т.д.

В наше время заплаточная тема, как мы говорили выше, яркий тренд в джинсовой моде. В японском дениме некоторые фирмы делают очень красивые модели, синтезируя деним и Боро текстуры. Иногда получаются очень живописные экземпляры.

LVC, кстати, тоже не осталась в стороне. Карл Чиара — ливайсовский босс по винтажных модельным линиям, сам обладает несколькими винтажными подлинными образцами. Ниже — его известное фото в латаном Ливайсе.

PATCHWORK сделан неброско и смотрится очень органично.
Многие джинсовые производители активно развивают PATCHWORK-тему. Очевидно, что это один из текущих актуальных трендов в джинсовой и outdoor моде в целом.

В заключении скажем, что такой PATCHWORK, если вы обладаете парой джинсов, которую жалко выбросить, можно сделать и самому. Выбрасывать можно портки синего цвета, но не джинсы. Что такое настоящие джинсы, мы и рассказываем в наших заметках и мы собираем их для нашего винтажного архива и рассказываем о некоторых из них (смотрите наши обзоры на сайте) .

Смотрите также:  OVERALLS (продолжение).

В интернете масса блогов и фото по теме PATCHWORK. Посмотрите. Если надумаете что-то отреставрировать, можете обратиться и к нам. Советом, а может, и делом мы постараемся помочь.

Ниже фото одной из винтажных DUNGAREES ВМС США времен 2й мировой с PATCHWORK нашего авторства. В качестве заплатки применён 12ти унцовый японский деним, из которого, кстати, сделана японская реплика LEE 101 COWBOY 1936 года.

Ниже фото наших STUDIO ZERO, которые были отреставрированы после примерно 3х лет носки. PATCHWORK, правда, не применялся, а был применён STITCHWORK
Модель эта крепкая, но когда-то и своего искусного PATCHWORK’а дождётся.

Добавить комментарий